Слухи о том, что сегодня "
в России отсутствует сама методика расчета рейтинга верховых лошадей" сильно преувеличены.
Методика существует, она разработана ВНИИК и включает в себя следующие компоненты:
а) базовый рейтинг скачек;
б) дистанционные коэффициенты;
в) поправочные коэффициенты, учитывающие размер призового фонда, ранг ипподромов, количество и рейтинг участников скачки.
По сути, это модификация старой балльной схемы, в которую внесены определенные изменения и некоторые дополнения (в частности, дистанционные коэффициенты).
Что такое дистанционные коэффициенты, как и для чего они используются, можно понять, ознакомившись с "Методикой исчисления рейтинга...", размещенной по адресу:
http://www.results.horse-racing.ru/files/chart/metod.pdf. Это версия 2007 года, предназначенная для публикации и общего пользования. В ней отсутствует описание одного из расчетных элементов, который был намеренно исключен.
ВНИИК, насколько я понимаю, продолжает работу над своей методикой, и не публикует ее, возможно, потому, что небезосновательно считает сырой.
По моему мнению:
- поправку "размер призового фонда" необходимо исключить из расчетов, как таковую;
- поправка "ранг (статус) ипподромов" имеет право на существование, но при определенных условиях;
- базовый рейтинг ранговых скачек должен зависеть от даты их розыгрыша.
К примеру, рейтинг июньского розыгрыша приза Президента РФ должен быть ниже августовского или сентябрьского. Отсюда очевидный вывод, что разыгранный в первых числах июня Приз Президента, не может занимать верхнюю строчку в рейтинге российских скачек. Но самая главная задача - это защита рейтингового механизма от попыток любого внешнего воздействия. Один из способов защиты, вероятно, самый простой - публикация рейтинговой методики, что позволяет производить все расчеты самостоятельно. Отсутствие опубликованной методики, естественно, порождает вполне обоснованную негативную реакцию.
В то же время, если вспомнить времена балльного рейтинга, то общеизвестность методики его расчета не мешала осуществлению манипуляций. И не только путем элементарного передергивания. Вопрос с рейтингом нередко решался с помощью проведения псевдо скачек, собранных под конкретную лошадь, стартовавшую в компании псевдо конкурентов. При соответствующем призовом фонде, который определялся заказчиком (он же спонсор), скачку, согласно стандартам балльного рейтинга, можно было приравнять к групповой. Лидером по организации таких мероприятий был Центральный московский ипподром.